лого

Тоскана

Географический домен .it Телефонный код +39 Валюта евро

вход на сайт

 

Пиза

 

В Пизу я прилетела рейсом Ryanair из Тампере около 10 часов вечера, т.е. очень поздно, чтобы куда-либо ехать. С некоторым трепетом вышла из терминала…  встречающий оказался на месте, и через 15 минут маленький автобус-шаттл доставил в отель меня и 8 других, возбуждённых встречей  с Италией пассажиров (все улыбались, шутили, испанская парочка держалась за руки и целовалась). После целого дня в дороге я почти сразу нырнула в мягкую постель и заснула. Шторы отдёрнула только утром…  Под шум улицы  в проёме окна со всей очевидностью красовалась картинка из учебника физики, только цветная.  Пизанская башня, окутанная утренней дымкой, была на расстоянии вытянутой руки.  И я немедленно отправилась к ней, туда, на Поле Чудес!

 

Кампо дей Мираколи (Поле Чудес)  или Пьяцца дей Мираколи  (Площадь Чудес) находится на северо-западе старого города.  Этот соборный комплекс, шедевр средневековой архитектуры, состоит из Дуомо, Баптистерия, колокольни и некрополя Кампо-Санто и обнесен крепостной стеной со всех сторон. Его строили не один век и проектировали несколько выдающихся архитекторов.  К слову сказать, из-за особенности почвы все здания ансамбля  отклоняются от вертикали, но только  кампаниле (колокольня) наклонена очень сильно, и этот баланс на грани падения, жизни и смерти, прославил её на весь мир.  

 

В 1987 году Кампо дей Мираколи внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и это сделало его ещё популярнее среди туристической братии.  Сказать, что на Поле Чудес много народу – это ничего не сказать.  Шумный базар слышен уже на подступах.  Пёстрые палатки, привязчивые торговцы дешёвыми сувенирами, и туристы, туристы…  И посреди этой толпы, пестроты и разноголосицы обломком белого прекрасного корабля возвышается Пизанская башня.  Яркая и праздничная на зелёной траве. Тёплый ветер сдувает шляпы и развевает шарфики,  на ярусах кампаниле темнеют фигурки людей, пытающихся взять на абордаж эту непотопляемую, падающую, но так и не упавшую башню, гордо и весело противостоящую человеческому нашествию.

 

Строительство Пизанской башни было начато 9 августа 1173 года, и уже после строительства третьего яруса стала сильно крениться: сказались инженерные просчёты и песчано-илистый грунт.  Кого винить в ошибке – неизвестно,  имя автора проекта не установлено. Несмотря на крен, строительство не прекратили, но с этого времени началась постоянная и утомительная борьба за устойчивость башни.  С перерывами башню строили и укрепляли почти 200 лет.  Первый этаж беломраморной кампаниле представляет собой аркатуру,  а  все последующие окружены галереей.  Последний ярус, где, собственно, и находятся колокола, посажен более вертикально, и при известной доли воображения, башня напоминает чуть наклонившуюся даму в кружевной мантилье со сдвинутой немного набекрень шапочкой.

 

Пизанскую башню закончили строить в 1350-м году, в то время отклонение от вертикали составляло всего 1,4 м. Через 600 лет оно приняло размеры поистине угрожающие – 5,4 м.  В начале 90-х начались уникальные работы по спасению кампаниле.  Из-под башни нужным образом был вынут грунт, и кампаниле чуть осела, уменьшив наклон.  В 2001-м уже точно стало ясно, что ситуация стабилизировалась, и Пизанскую башню открыли для туристов, которые с тех пор неутомимо взбираются по её двумстам девяносто четырём ступенькам, чтобы обозреть окрестности с высоты и замереть на секунду от страха: а вдруг она всё-таки упадёт?

 

Мне было лень  в жаркий майский день подниматься с толпой на колокольню, и я примостилась в теньке на ступеньках Баптистерия.  Рядом на траве сидела и лежала разноплемённая молодежь, и я тоже поддалась общему расслабляющему настроению.  На фоне ослепительно синего неба белым мрамором сиял Дуомо – кафедральный собор Санта Мария Ассунта (Успения Пресвятой Девы Марии).  Это старейшее сооружение на Кампо дей Мираколи, закладка собора состоялась в 1063 году. XXI век- время расцвета Пизы, денег на кафедральный собор, естественно, не жалели, а перед  архитектором Бускето ди Джованни Джудиче поставили задачу вполне амбициозную – построить собор лучше,  чем венецианский Сан-Марко.  Собор получился лёгкий, словно сделанный из марципана, он не пугает загробными карами, а говорит о радости единения души с Богом.  

 

В 1118 году папа Римский Геласий II, сам, кстати, происходивший из пизанского семейства Каэтано, торжественно освятил собор.  За свою долгую историю Дуомо, к сожалению, не избежал перестроек и пожаров.  Из трёх бронзовых дверей, созданных около 1180 года замечательным мастером Бонанно Пизано,  уцелела только одна. На ней изображены  сцены из жизни Иисуса Христа.  Теперь  эта дверь находится в портале Сан-Раньери.  Через нее католики проходят на мессу, туристов в этот придел во время мессы не пускают, и охранник устало показывает любопытным, где находится вход в собор для туристов. 

 

Внутри Дуомо поражает праздничным великолепием. Я села на скамью, и задрав голову, принялась рассматривать жизнерадостные фрески, написанные на вечные темы, золочёный потолок, высокие колонны и полосатые арки из белого и чёрного мрамора.  Во всех путеводителях обращают внимание туристов на кафедру работы Джованни Пизано.  Пропустить её невозможно, она изящна и нарядна одновременно. В Баптистерии есть кафедра, созданная отцом Джованни, Никкола,  она украшена сценами из жизни Христа и по праву считается шедевром. Там более строгая атмосфера, которая соответствует назначению Баптистерия – здесь совершается  таинство крещения.  Внутри возвышается бронзовая фигура  Иоанна-Крестителя, выполненная скульптором Итало Гризелли.

 

На Пьяцца дей Мираколе есть ещё одно замечательное сооружение, которое стоит посетить  - Кампо Санто – монументальное кладбище, получившее своё названия благодаря  священной земле, привезённой с Голгофы во время  IV крестового похода.  Во время Второй мировой войны здание было полностью разрушено в результате американской бомбардировки,  сейчас оно полностью восстановлено, но великолепные фрески Беноццо Гоццоли утрачены навсегда.

 

После шумного Поля Чудес было так приятно пройтись по набережной Арно, слизывая вкуснейшее мороженое, которое я купила в ближайшей галатерии.  Прямо на набережной есть ещё один маленький шедевр – совершенно игрушечная церковь Санта-Мария делла Спина, прижавшаяся боком прямо к набережной. («Спина»  по-итальянски означает «шип».  В этой церкви в 14-м веке хранился шип от тернового венца Спасителя).  Церковь часто затопляли воды Арно, и в 70-е годы 19 века её разобрали и сложили заново, заменив разрушенное.  Когда я подходила к Санта-Мария делла Спина, прямо на тротуаре перед ней стоял на коленях и молился человек.  Мне не хотелось его беспокоить, я перешла на другую сторону, в тень, где разных оттенков коричневые дома смотрели на своих визави на противоположном берегу.  

 

Создатель страницы: Roma

Читайте в этом разделе:

добавить комментарий или дополнение

добавить
Яндекс цитирования
© 2012 AboutTuscany.ru
    Чем меньше знаешь, тем реже тосканешь!