лого

Тоскана

Географический домен .it Телефонный код +39 Валюта евро

вход на сайт

 

Сандро Боттичелли

Флорентиец Сандро Боттичелли (1445 -1510), которого на самом деле звали Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи, происходил из зажиточной семью. Прозвище Боттичелли пошло от слова «бочонок», - так называли старшего из четырех братьев Филипепи, а заодно и всех младших. Старший Филипепи был, как бы теперь сказали, биржевым маклером, отличался упитанностью и благосклонностью к вину.

 

Вместе со средним братом Антонию Сандро учился ювелирному делу. Антонио стал преуспевающим ювелиром, а Сандро продолжил обучение как живописец. В 1461 он поступил на обучение к видному художнику того времени монаху Филиппо Липпи. К слову сказать, протекцию Боттичелли перед Липпи составили соседи по кварталу, негоцианты Веспуччи, в честь непоседливого отпрыска которых Америго (1454-1512),  получил название Американский континент.

 

Филиипо Липпи вскоре умер (1462), Боттичелли вернулся во Флоренцию и продолжил обучение у Вероккьо. Мастерская Веррокью в те годы была  центром художественной жизни Флоренции. Там учился Леонардо да Винчи, Перуджино и Лоренцо ди Креди. Те же Веспуччи способствовали знакомству Сандро с влиятельными меценатами Лоренцо и Джулиано Медичи, что на многие годы определило судьбу и творчество Боттичелли.

 

Романтическая и трагичная история любви Джулиано Медичи к Симонете Веспуччи стала источником вдохновения для многих работ Боттичелли. Чертами мягкой одухотворенной тосканской красоты Симонетты обладают героини знаменитых картин Боттичелли. Любовь закончилась трагически: Симонетта умерла от чахотки, а Джулиано вскоре  был заколот заговорщиками Патти в флорентийском соборе Санта Мария дель Фиоре. 

 

Боттичелли выполнил работы для многих храмов Флоренции. Он принимал участие в росписях Сикстинской капеллы. Но самые знаменитыми оказались несколько станковых картин «Рождение Венеры » «Весна» («Примавера»), «Венера и Марс».

 

После смерти Лоренцо Великолепного в 1493 г. во Флоренции началось время реформатора церкви Савонаролы. Отличавшийся религиозностью Боттичелли подпал под влияние проповедника, публично жег на площади свои полотна. Этот этап творчества окрашен в мрачные тона. Последние годы, судя по всему, Боттичелли вообще отказался от живописи.

 

Боттичелли похоронен во Флоренции в фамильной гробнице церкви Оньисанти (Chiesa di Ognissanti). Похоронен невдалеке от могилы Симонетты Веспуччи – такова была предсмертная воля мастера.

 

Стиль Боттичелли

 

Боттичелли был мастером линии и поэтических композиций.

 

Достойное место в истории искусства Боттичелли занял лишь спустя три века после своей смерти. Страстное, напористое, жизнеутверждающее творчество его современников – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля – на долгие столетия задало некий канон, который заслонил нежную, лиричную, полную причудливых фантазий  живопись Боттичелли. Потребовались три века на то, чтобы канон превратился в рутину и косность и взбунтовавшиеся против академизма прерафаэлиты ( то есть сторонники возврата к живописи, существовавший до Рафаэля) заново открыли бы миру Боттичелли и прелесть его полотен.

 

Где увидеть

 

Только для того, чтобы увидеть «Рождение Венеры» и «Весну», стоит пойти в галерею Уффици во Флоренции.

 

Конечно, изображения этих картин хотя бы однажды видел каждый из нас – они растиражированы миллионами и миллионами репродукций, ими полны магазины открыток и просторы интернета. Но оригинал – это совсем, совсем другое.

 

Не торопитесь бежать дальше из 25-го зала Уффици с полотнами Боттичелли. Посидите на бархатной скамеечке посредине, дайте волю фантазии… Ведь этих полотен, именно их, касались руки великого художника, его рукой наложены эти мазки… Он проводил перед холстами недели и месяцы, искал, переделывал, мучился. Холсты, быть может, помнят его дыхание… Может быть, именно здесь, в этом зале, собрались придворные Медичи, чтобы впервые оценить готовое полотно, и сам Лорнецо Великолепный делал шаг вперед и назад, отыскивая место, с которого падает самый выигрышный свет… И потом… В течение пяти веков в этот зал приходили миллионы и миллионы людей, чтобы посмотреть на картину… Все самые великие люди человечества, его гении и злодеи…

 

Есть, о чем подумать и от чего испытать волнение…

Боттичелли. Портрет молодой женщины. 1480
Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. 1478. Национальная галерея, Берлин
Боттичелли. Венера. Фрагмент.
Создатель страницы: Vereschagin+

добавить комментарий или дополнение

добавить
Яндекс цитирования
© 2012 AboutTuscany.ru
    Чем меньше знаешь, тем реже тосканешь!