лого

Тоскана

Географический домен .it Телефонный код +39 Валюта евро

вход на сайт

Главная / Итальянское Возрождение / Джотто ди Бондоне
 

Джотто ди Бондоне

С фигурой Джотто ди Бондоне (ок.1267 — 1337) связывают начало Возрождения, первый период, который принято называть Проторенессансом.  Вообще говоря, с Джотто все и началось – не только Итальянское Возрождение, но и западноевропейское искусство в целом.

 

Многие факты из жизни художника носят предположительный характер – 800 лет назад люди не столь щепетильно относились к информации и оставили нам мало достоверных источников. По одной версии Джотто родился во Флоренции в семье кузнеца, по другой - в деревушке Колле ди Веспиньяно на востоке от тосканской столицы в семье крестьянина. Существует легенда, будто бы юного пастушка, ловко изображавшего овцу, приметил маститый художник Чимабуэ и взял к себе на обучение. Известно, что свою первую значительную работу – росписи собора святого Франциска в Ассизи (тогда расписывали верхнюю церковь собора), - Джотто начинал в 1288 как ученик Чимабуэ, но уже через два года не только вел работы самостоятельно, но и руководил бригадой менее искусных художников. Кстати, стены нижней церкви этого собора в 1315-1320 гг. он расписывал уже как признанный мастер, будучи сам главой мастерской и наставником большой группы учеников.

 

Джотто работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе, Неаполе. 1315-1318 года посетил Францию и побывал при папском дворе, который в ту пору располагался в Авиньоне. (Тамошняя утонченная живопись имела на него определенное влияние.) Известно, что Джотто прожил семьдесят лет, стал известен и богат. Был женат и имел восьмерых детей. Умер 8 января 1337 года и похоронен в центральном соборе Флоренции - Санта-Мария-дель-Фьоре. Вот, пожалуй и все.

 

Работы Джотто

 

Страстный и неутомимый труженик Джотто ди Бондоне оставил обширное наследие. Но время есть время – не все его произведения сохранились до наших дней.

 

Настоятельно советуем как-нибудь выбрать время и посетить Ассизи. Этот умбрийский город (от границы Тосканы – 50 км.)  – родина Франциска Ассизского, легендарной фигуры Средневековья, основоположника ордена францисканцев. Ассизи удивительным образом хранит светлый дух, оптимизм и энтузиазм великого святого. Росписи Джотто в главное соборе города находятся в хорошем состоянии и дают отличное представление о мастерстве и силе художника.

 

Главным произведением Джотто считаются фрески в капелле дель Арена в Падуе. Именно в этих росписях нашли воплощение  гениальные прозрения мастера. Цикл состоит из 36 работ, сюжеты иллюстрируют жизнь и страсти Христовы.

 

В 1300-1310 году Джотто создал мозаики для старого здания главного католического собора мира – Римского собора Святого Петра. Однако старое здание, построенное еще в IV веке н.э., к XIV веку, как известно, пришло в негодность и по заказу Юлия II было заменено на новое, над которым трудились Браманте, Микеланджело, Рафаэль, Бернини и которым мы любуемся до сих пор. Мозаики Джотто не сохранились, однако в портике новой церкви существует их поздняя копия. Сюжет – чудо на Генисаретском озере, явленное Христом народу.

 

Следующие сохранившиеся работы Джотто находятся в соборе Санта-Кроче во Флоренции. Это росписи капеллы Перуцци и фрески капеллы Барди. Заметим, что росписи капеллы Перуцци выполнены в технике секко: в отличие от фрески в секко штукатурке дают высохнуть, а потом уже наносят краски. Такая техника менее долговечна, росписи в капелле ждут своего часа, чтобы быть отреставрироваными.

 

Флорентийские Барди, заказчики фресок в соборе Санта-Кроче, были банкирами неаполитанского короля, и в следующие годы Джотто по их рекомендации выполнил несколько работ по заказу этого монарха, но работы, к сожалению, не сохранились.

 

Стиль Джотто. Несколько ученых слов

 

На канонической византийской иконе не существовало второго плана, сцена разворачивалась перед зрителем в одной плоскости, фон был просто золотым. Именно Джотто заполнил второй план и создал трехмерное пространство.

 

Наиболее ярко мастерство Джотто проявилось в росписях  капеллы дель Арена в Падуе. Именно здесь отчетливо видно пространство, в котором существует человек – сады, холмы, строения, животные. Обратите внимание, как искусно и новаторски Джотто строит свои композиции: оптический центр зачастую помещается не в центр картины, а так, чтобы привлечь внимание зрителя к наиболее важным событиям, происходящим на переднем плане, но сбоку.

 

Введя в свою живопись не только разные цвета (так делали и до него), но оттенки одного цвета, Джотто получил возможность строить объемные фигуры и драпировки. Это стало решающим моментом не только для итальянского, но и для всего западноевропейского искусства.

 

Достижения Джотто стали основой, от которой отталкивались титаны более позднего времени – Микеланджело, Рафаэль, Леонардо.

 

Создатель страницы: Vereschagin+

добавить комментарий или дополнение

добавить
Яндекс цитирования
© 2012 AboutTuscany.ru
    Чем меньше знаешь, тем реже тосканешь!